Содержание
Lifehack#2. Отслеживайте новостной фон
Рынок облигаций, как и рынки других типов активов, довольно чутко реагирует на новостной фон. Новости об изменении ключевой ставки, уровня инфляции, курса рубля и цены нефти, объявление очередных санкций и другие события могут сильно влиять на уровень цен, доходность активов и настроение инвесторов на рынке облигаций в тот или иной период. О том, как различные макрофакторы влияют на рынок бондов, мы подробно рассказывали тут.
Продавать бумаги непосредственно во время выхода важных макроэкономических новостей — не самая лучшая стратегия. Дело в том, что в такие моменты спреды по бумагам, как правило, разъезжаются, а ликвидность на рынке снижается.
Более разумная тактика — подождать публикации ключевых данных; через какое-то время информационный шум уляжется, а важные новости уже будут учтены в ценах на рынке.
Lifehack#3. Следите за первым эшелоном
Один важных барометров рынка облигаций — поведение крупнейших заемщиков. Такие крупные эмитенты из первого эшелона, как РЖД, МТС, Вымпелком, Магнит и другие, тщательно следят за ситуацией на рынке и очень профессионально подходят к процессу привлечения денег. Задача компаний — занять на публичном рынке по максимально выгодным для себя ставкам. Именно по этой причине период размещения таких крупных первоклассных заемщиков, как правило, можно рассматривать как удачное время для продажи своих бумаг: доходности на рынке снижаются, а цены растут.
Если вы сидите в позиции и хотите продать бумаги и вдруг замечаете в новостях заголовок о том, что какой-то крупный эмитент открывает книгу по сбору заявок на размещение нового выпуска, — потенциально это может быть локальный пик рынка. Такой шанс упускать не стоит.
Lifehack#4. Помните про предел роста
Важно помнить, что чем ближе погашение (дата оферты), тем ближе цена облигации к номиналу, а значит, и дополнительный доход, который вы могли бы получить по облигации в случае ее продажи, будет становиться все меньше.
Поэтому, если вы заранее планируете выйти из инвестиций в кэш, не стоит держать бумаги практически до оферты. Как правило, за полгода до этого события бумага перестает быть ликвидной, особенно если ситуация на рынке позитивная.
Спрос на короткие облигации растет только в кризис. В остальное время найти на рынке покупателей на короткие облигации по адекватной цене будет чрезвычайно сложно. Оптимальный вариант — продавать бумаги (если такая необходимость все же возникла) минимум за 9–12 месяцев до погашения (оферты).
Lifehack#5. Идите против рынка
Если вам нужно выйти из инвестиций, лучшая и самая простая тактика — идти против рынка, то есть продавать тогда, когда все покупают.
В определенные периоды на рынке среди крупных институциональных игроков, как правило, очень четко наблюдается бычий тренд (то есть растет активность покупателей) или, наоборот, царят медвежьи настроения (то есть активизируются продавцы).
К примеру, конец квартала — это время, когда крупные инвесторы традиционно подчищают свои балансы, что может не лучшим образом влиять на цены активов, так как на рынке появляется больше продавцов. А значит, продавать облигации в такой период не стоит.
С другой стороны, начиная с осени и до конца года активность покупателей может вырасти из-за притока на рынок денег «физиков» и средств бюджета. В первом случае у многих клиентов банков заканчиваются депозиты и они начинают искать новые идеи для инвестиций и перекладываться во что-то более доходное, чем банковские вклады.
Во втором случае уже сами банки стараются разместить средства на рынке на 1-2 месяца, так как январь, как правило, месяц отпусков, и спрос на деньги падает.
Осень — это еще и время, когда брокеры и управляющие компании, как правило, начинают настойчиво напоминать своим клиентам, что важно успеть пополнить индивидуальный инвестиционный счет (ИИС) до конца года (так как это даст инвестору возможность подать документы на получение налогового вычета уже в первом квартале следующего года).
А чтобы внесенные на ИИС средства не просто пролежали на счете три года, но еще и работали и приносили стабильный пассивный доход, разумные инвесторы приобретают на них облигации. Все это увеличивает активность покупателей на рынке бондов среди частных инвесторов.
Кроме того, не стоит забывать, что одно из последних опорных заседаний ЦБ по ключевой ставке как раз проходит во второй половине декабря. Как правило, при положительной конъюнктуре оно обычно обещает хорошие новости для инвесторов. После заседания на рынке может вырасти активность крупных покупателей, а это значит, что цены на бумаги потенциально могут вырасти. Так что если вам в то же самое время нужно выйти из облигаций, то конец года — вполне подходящий для этого период.
Lifehack#7. Считайте налоги
Принимая решение о продаже облигаций, не забывайте о налогах. О том, с каких доходов по облигациям нужно платить налоги, в какие инструменты выгоднее вложиться, чтобы сэкономить на налогах, и что нужно знать про налоговые льготы инвесторам, мы доходчиво рассказывали в инфографике.
Важно помнить, что итоговая сумма налогов, которую вы должны будете заплатить, зависит не только от типа инструментов, но и — в ряде случаев — от выбранного времени для продажи бумаг. Так, в отличие от ОФЗ и субфедеральных/муниципальных облигаций, при продаже корпоративных бондов накопленный купонный доход учитывается в налогооблагаемой базе и облагается НДФЛ по ставке 13%.
Объясняем, как это работает на практике. Если вы продержали бумагу в портфеле до выплаты купона и после этого продали ее, то ваш купонный доход не будет облагаться налогом (при условии, что облигации выпущены после 2017 года и купон по ним не превышает ключевую ставку более чем на 5%).
Однако, если вы вдруг решили продать бумагу за несколько дней до выплаты купона и получили накопленный купонный доход (НКД), то в этом случае он уже будет включен в налогооблагаемую базу и с него придется заплатить НДФЛ.